Компания Scania – один из мировых лидеров в сфере производства грузовых машин. К числу наиболее востребованных ее произведений относятся четырехосные самосвалы.
Каждый такой автомобиль – это хорошо продуманный, функциональный, надежный и комфортабельный инструмент, позволяющий организовать работу на стройплощадке или в карьере с максимальной эффективностью.
В нашей стране производитель создал развитую сервисную сеть, способную в кратчайшие сроки исправить даже самую сложную поломку вне зависимости от местоположения грузовика.
Конструкция
Изготовленный компанией Скания четырехосный самосвал имеет раму со стальными распорками. Такие элементы нужны для равномерного распределения нагрузки, в первую очередь во время движения по ухабистой дороге (предотвращается деформация автомобиля).
Особенности ходовой:
- Колесная формула – 8х4 или 8х8.
- Грузоподъемность до 45 т и низкая нагрузка на ось в сравнении со Scania P400 и другими трехосными моделями.
- Блокировка осевого и колесного дифференциала у ведущих задних мостов.
- Двухконтурная пневматическая тормозная система с АБС.
- Мощный крюк для буксировки автомобиля без предварительной разгрузки.
- Мягкая подвеска при движении порожняком.
Чтобы не допустить примерзания груза в зимний период, кузов машины обогревается выхлопными газами. Спереди и сзади у него имеются козырьки. Первый защищает кабину, второй обеспечивает полное открывание заднего борта при разгрузке.
Опускание кузова производится с наибольшей скоростью, допускаемой нормативами. Благодаря этому, операция по разгрузке занимает не более 1 мин.
Кабина покоится на четырехточечной подвеске с умеренно мягкими амортизаторами.
Мотор и коробка передач
Четырехосные самосвалы Scania комплектуются дизельными двигателями семейства NTG мощностью 380 и 440 л.с. Силовые агрегаты отличаются экономичностью и соответствуют требованиям экологических стандартов Евро-3 и Евро-4. Они оборудованы:
- турбонаддувом;
- системой прямого впрыска;
- интеркулером.
В 2021 г. компания «Скания» представила новую линейку моторов под названием Super. Сначала такие двигатели ставили только на седельные тягачи, но теперь их можно увидеть и на четырехосных самосвалах. Агрегаты семейства Super на 8% экономичнее своих предшественников и соответствуют стандарту Евро-6. Также они превосходят моторы NTG по надежности и долговечности.
Изготовленный под маркой Скания четырехосный самосвал оснащается 8- или 12-ступенчатой трансмиссией с редуктором, понижающими передачами и защитой сцепления от перегрузки. Дополнительно могут быть установлены:
- Система Opticruise. Переключает передачи автоматически в зависимости от числа оборотов двигателя.
- Ретардер (тормоз-замедлитель). Сдерживает машину на спуске без применения основной тормозной системы.
- Делитель и демультипликатор. Добавляют промежуточные передаточные отношения.
Для эксплуатации зимой автомобиль оборудован системой предварительного подогрева мотора, топлива и смазывающих составов.
Кабина
Предлагается 5 типов кабин: 3 со спальными местами разной ширины (одним или двумя) и 2 дневных – стандартная и укороченная. У каждой версии есть несколько типоразмеров, которые отличаются высотой потолка и центрального тоннеля.
Преимущества кабин Scania:
- Эргономичность – все органы управления находятся под рукой, приборы внутри окружности руля, усилие на педалях небольшое.
- Отличная звукоизоляция – разговаривая во время движения, не нужно повышать голос.
- Хороший обзор благодаря большим зеркалам (широкоугольным и сферическим ближним), широким проемам, узким стойкам и низкой подоконной линии.
- Анатомическое сиденье с обогревом и пневмоамортизатором с настраиваемой жесткостью.
- Широкий диапазон регулировок кресла и руля – можно устроиться с максимальным комфортом, как в легковом автомобиле.
- Русифицированный компьютер и однодневный тахограф.
- Кожаный мультируль с гидроусилителем и возможностью откидывания вперед для удобных выхода и посадки.
- Обрезиненная лестница и дверь с открыванием на 90°.
- Люк в крыше с москитной сеткой.
- Откидная ступенька в бампере для удобного доступа к лобовому стеклу снаружи.
Стоит отметить и богатое оснащение: есть холодильник, микроволновка, автономный обогреватель, кондиционер, магнитола и многое другое.
Модельный ряд
На четырехосном шасси выпускают 3 модели самосвалов. Они предназначены для решения разных задач.
P380
Scania P380 – строительный самосвал грузоподъемностью 45 т. Предназначен для круглосуточной работы на дорогах всех типов и бездорожье. Применяется для транспортировки сыпучих грузов в строительстве, а также в коммунальном и сельском хозяйстве.
Вместимость кузова составляет 20 куб. м, на его стенках закреплен тент. Машину приводит в движение 6-цилиндровый двигатель объемом 10,64 л мощностью 380 л.с., соответствующий экологическому стандарту Евро-3. Он стыкуется с 9-ступенчатой КПП марки GR-905, оснащенной охладителем масла.
G440
Scania G440 – карьерный самосвал грузоподъемностью 32 т, предназначенный для транспортировки скальных пород. Востребован он и на предприятиях нефте- и газодобывающего комплекса. Машина имеет упрочненный кузов с увеличенной высотой бортов, объем которого составляет 20 куб. м.
Мощность двигателя равна 440 л.с. (11,88 л). Агрегат соответствует стандарту Евро-4. Перед воздушным фильтром установлен циклон, отсеивающий крупную пыль за счет центробежной силы.
У самосвала Scania G440 имеются 3-секционный стальной бампер, а также металлическая защита двигателя, трансмиссии и светотехники.
Полноприводная версия способна с полной загрузкой преодолевать подъем в 30°. Поворотными являются обе передние оси, так что радиус разворота не намного больше, чем у 3-осных моделей.
Ретардер грузовика рассчитан на тяжелое бездорожье и по эффективности превосходит дорожный вариант на 17-25%. Его тормозной момент увеличен с 3500 до 4100 Нм, передаточное отношение внутренней передачи – с 3,04 до 3,26. Устройство сдерживает автомобиль даже на скользком покрытии при полной загрузке, так что основным тормозом приходится пользоваться только для остановки.
P8X400
Scania P8X400 – это шарнирно-сочлененный самосвал грузоподъемностью 35 т, предназначенный для работы в карьерах и на крупных стройплощадках (аналог КамАЗ 55111). Автомобиль относится к спецтехнике и не допускается на дороги общего пользования.
Рама у P8X400 состоит из 2-х частей, соединенных шарниром с 2-мя степенями свободы. Такая конструкция исключает полную разгрузку одного из колес, вследствие чего даже на крутых склонах и подвижном грунте сцепная масса автомобиля используется в полном объеме.
Вместимость кузова составляет 20 куб. м, для быстрой разгрузки он может быть оборудован шнековым устройством. У версий, предназначенных для работы на сельхозпредприятиях, кузов является более герметичным и оснащается специальными держателями.
Машину приводит в движение 12-литровый мотор мощностью 380 л.с.
Экономичность и надежность самосвалов Scania
Техника «Скании» характеризуется низким расходом топлива. Этому способствуют:
- инновационные двигатели с высоким КПД;
- кабина и зеркала с низким аэродинамическим сопротивлением;
- шины Michelin с цельнометаллокордным каркасом и возможностью повторной нарезки протектора.
Выбег четырехосной машины весом 46 т, разогнанной до 50 км/ч, составляет 1440 м, тогда как большинство конкурентов не дотягивает и до километра.
Автомобили проходят испытания в климатическом аэродинамическом тоннеле, оборудованном генераторами дождя, снега и ветра, при температурах от -35…+50°С и влажности 15-96%. Поэтому они одинаково надежны как на экваторе, так и за полярным кругом.