Домой / Обслуживание / Дисковые или барабанные тормоза: достоинства и недостатки

Дисковые или барабанные тормоза: достоинства и недостатки

Дисковые или барабанные: какие тормоза лучше? И у того, и у другого вида тормозных механизмов есть свои достоинства и недостатки. Все достоинства и недостатки дисковых и барабанных тормозов!

Барабанные тормоза

Считается, что первыми на свет появились барабанные тормоза — на гужевых повозках, и на автомобили они перекочевали с карет, причем сперва только на заднюю ось. Долгое время все автомобили оснащались только барабанными тормозами, хотя дисковые были запатентованы англичанином Уильямом Ланчестером в 1902 году. И в том же году француз Луи Рено представил свою конструкцию тормозного механизма — с полым барабаном и полукруглыми колодками, прижимавшимися цилиндром и пружинами ко внутренней поверхности барабана.

Интересно, что конструкция Рено дожила до наших дней практически без изменений, за исключением того, что цилиндров теперь может быть и пара, и появились распорные планки, обеспечивающие самоподвод. Раньше колодки приходилось подводить самостоятельно, эта процедура была знакома нашим дедам.

Конструкция барабанных тормозов оказалась настолько хорошо продуманной, что они за прошедший век практически не изменились. Возможно, поэтому Renault не спешит отказываться от барабанов.

Советуем прочитать наши статьи

Еда и алкоголь: список опасных для водителя блюд
Еда и алкоголь: список опасных для водителя блюд

Как сдать машину в аренду в такси и не "попасть на деньги"
Как сдать машину в аренду в такси и не «попасть на деньги»

Как поменять колесо без домкрата?

Lada XRAY Cross с вариатором
Lada XRAY Cross с вариатором

Сегодня легковых автомобилей с передними барабанными тормозами, кажется, не осталось вовсе. А за заднюю ось они держатся крепко — их до сих пор можно видеть на некоторых легковушках, в первую очередь так называемых бюджетниках. Считается, что барабанные тормоза дешевле дисковых, но это спорное утверждение.

Однако у барабанов есть несколько неоспоримых достоинств:

Хорошая защита от грязи. Так как тормозные колодки, пружины, гидравлические цилиндры и распорные планки скрыты в барабане, грязь, снег, лед фактически никак не влияют на работоспособность механизма. Из-за этого барабанные тормоза считаются более пригодными для тяжелых условий эксплуатации.

Внушительный ресурс. У тормозных колодок большая рабочая поверхность, большая и толщина рабочей части барабана.

Простое совмещение с механизмом стояночного тормоза.

Детали барабанного тормоза.

Недостатки барабанных тормозов:

Значительный вес.

Плохое охлаждение. Как следствие — возможность перегрева при больших нагрузках.

Плохая самоочистка. Если внутрь барабана попадет влага и образуется лед, тормозной механизм не даст машине тронуться с места. При попадании песчинок появится посторонний звук.

Сложность контроля степени износа. Чтобы оценить ресурс колодок, барабан придется снять.

Неравномерный износ колодок. Передняя, как правило, изнашивается быстрее. Из-за неправильной регулировки или заедания механизма быстрее может приходить в негодность и какая-то часть колодки.

Дисковые тормоза. Износ колодок можно определить сразу — для этого не требуется ничего разбирать.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза на легковых автомобилях появились, когда стали заметно расти мощности их моторов и скорости. Первым европейским автомобилем с дисковыми тормозами на обеих осях стал спортивный Jaguar C-Type 1953 года. В США первопроходцем был Studebaker Avanti 1962 года. С тех пор диски и вытесняют барабаны (но никак не вытеснят).

Достоинства дисковых тормозов

Легкость и компактность.

Равномерное прилегание колодок к дискам и, как следствие, большая эффективность.

Отличная охлаждаемость.

Способность к самоочистке.

Простота диагностики, обслуживания и замены.

Возможность точной регулировки.

Возможность применения многопоршневых суппортов, использования перфорации, разнообразных грязе-и газоотводящих канавок, насечек.

Детали дискового тормоза.

Советуем прочитать наши статьи

Почему опасно водить автомобиль с пустым баком?
Почему опасно водить автомобиль с пустым баком?

Во сколько вам обходится автомобиль каждый год?
Во сколько вам обходится автомобиль каждый год?

Как сделать идеальный летний омыватель (5 литров за 15 рублей)
Как сделать идеальный летний омыватель (5 литров за 15 рублей)

Lada XRay Cross краш-тест
Lada XRay Cross краш-тест

Недостатки дисковых тормозов

Подверженность всевозможным загрязнениям, коррозии.

Возможность деформации, растрескивания при попадании холодной воды на раскаленную рабочую поверхность.

Значительное выделение тепла при работе.

Сложность совмещения со стояночным тормозом. Решается применением электрического включения/выключения стояночного тормоза, например.

Склонность к примерзанию колодок к дискам на задней оси при использовании стояночного тормоза. И это еще одна из причин того, что на многих легковых машинах стояли (и стоят до сих пор) барабанные тормоза на задней оси при дисковых на передней.

Логичен вопрос: может, совместить в одной конструкции достоинства и дисковых, и барабанных тормозов, избавившись заодно от их недостатков? Разумеется, инженеры пытались сделать это. Дисковые тормоза, помещенные в барабаны, предлагала в качестве опционального оборудования компания Chrysler в 1949–1954 годах. Audi ставила гибридные тормозные механизмы на серийные модели V8 и 200 в конце 1980-х — начале 1990-х. За характерный внешний вид эти тормоза получили прозвище UFO (НЛО), и их откровенно ненавидят фанаты марки за сложность и слишком высокую стоимость. Фактически попытки создания тормозных гибридов провалились, так как все известные конструкции скорее объединяли недостатки того и иного типа тормозных систем, нежели достоинства.

Если разобраться, при повседневной эксплуатации и обычных, «гражданских» режимах езды барабанные тормоза практически не уступают дисковым, и сочетание барабанных тормозов на задней оси с дисковыми тормозами на передней является оптимальным для семейного автомобиля.

Дисковые тормоза лучше подходят мощным и быстрым автомобилям — из-за большей эффективности при максимальных нагрузках. И конечно, дисковые тормоза еще и выглядят красиво по сравнению с невзрачными барабанами. Именно это и является основной причиной многочисленных просьб поставить их на модную Аркану, а вовсе не эксплуатационные характеристики: такие же тормоза, стоящие на Дастерах и Каптюрах, всех устраивают.

Ознакомьтесь также

Проверка и замена электромагнитного клапана системы изменения длины впускного трубопровода LADA

Проверка и замена электромагнитного клапана системы изменения длины впускного трубопровода LADA

Впускной коллектор с изменяемой геометрией АвтоВАЗ начал устанавливать начиная с двигателя ВАЗ-21127. Такая конструкция позволяет ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика