Домой / Обзоры / Почему на дороге появляется колея: миф, полуправда и правда

Почему на дороге появляется колея: миф, полуправда и правда

Перегруз, высокие скорости, шипованные шины? Да, но нет: главная причина другая.

Видели, как дорожники укладывают асфальт в образовавшуюся после ливня глубокую лужу? Или того круче — в снежную кашу, сдобренную грязью и реагентами. Не стоит после этого удивляться, почему асфальт, закатанный несколько месяцев назад, пошел волнами. Тут уж точно не климат виноват. Причину следует искать в другом.

Предположение 1. Колеи продавливают перегруженные фуры

Это правда! В южных регионах нашей страны часто видишь дороги с ярко выраженной колеей — две продавленные канавы и выпученный в центре и по сторонам асфальт. Она образовывается обычно в правом ряду, где едут тяжелые грузовики. Они ее и продавливают. Такая колея называется пластической, потому что причина ее появления — пластическая (необратимая) деформация дорожного покрытия.

Такие колеи появляются там, где плохо подготовлена основа перед укладкой асфальта — применили щебень неверного размера, недостаточно уплотнили. Могут деформироваться и верхние слои из-за плохого вяжущего битума, который является очень важным компонентом асфальта. Некачественный асфальт размягчается под действием высоких температур и деформируется. И чаще всего это происходит летом на трассах, по которым идет плотный поток большегрузов.

Хотя есть в нашей стране магистрали с прилично выполненным основанием дороги. Одна из них — МКАД. И там колея возникает по другим причинам.

Почему на дороге появляется колея: миф, полуправда и правда

Четко видно, что продавлено дорожное покрытие в правом ряду, и понятно, что двускатными колесами грузовиков.

Предположение 2. Колею выгрызают шипованные шины

Правда наполовину! Шипованные шины действительно повреждают асфальт. Это можно увидеть там, где машины начинают разгон с пробуксовкой, например, перед перекрестками со светофорами. Шипы продирают в асфальте канавки глубиной до полумиллиметра. Такие же канавки остаются и когда передние колеса поворачивают на месте. И все это происходит в мороз, когда асфальт твердый из-за низкой температуры. При оттепелях износ покрытия от шипованных шин увеличивается.

Советуем прочитать наши статьи

Бутылка безалкогольного пива и за руль? Есть проблема!
Бутылка безалкогольного пива и за руль? Есть проблема!

Простой способ защитить автомобиль от сколов
Простой способ защитить автомобиль от сколов

С 1 октября 2020 оформить ОСАГО без техосмотра нельзя
С 1 октября 2020 оформить ОСАГО без техосмотра нельзя

Подтверждение теории, что колеи возникают от шипованных шин, — МКАД. По многолетним наблюдениям, сильная колейность присутствует чаще всего в левом ряду. И обычно ее нет в правых рядах. Объяснение простое — по левому ряду чаще всего движутся новые и дорогие автомобили на хороших шинах, у которых все шипы еще на местах. К тому же быстро движутся.

Читайте также:  Автоодеяло: проверяем работу и эффективность

Из этого следует другое предположение.

Предположение 3. Колея возникает от высокой скорости

Неправда! Исследования Московского автодорожного института показали, что колея действительно образуется на тех участках, где ездят очень быстро. С одним «но»: лишь там, где дорожное покрытие не рассчитано на движение с такими скоростями. Например, в Европе в качестве финального слоя на скоростных магистралях используют смесь асфальта со щебнем, в котором доля щебня составляет 70–80 процентов. У нас — меньше 50%. Такую смесь легче укладывать, да и стоит она существенно дешевле. За рубежом массово используется щебнемастичный асфальтобетон (ЩМА) — высокопрочное покрытие для сильно загруженных автомагистралей. Щебень плотных горных пород образует прочный «скелет», который дополнительно усилен целлюлозными волокнами.

Потому у них колея и не образуется. Получается, покрытие деформируется вовсе не потому, что по нему ездят быстро, а потому, что технологии дорожного строительства не соблюдаются.

Почему на дороге появляется колея: миф, полуправда и правда

Система автоматической регулировки ровности поверхности. По натянутой струне скользит щуп, управляющий высотой финишного покрытия.

Основные нарушения технологий в строительстве дорог в России

Не используется предписанная техдокументацией укладка асфальта в два слоя. При этом между работами должно проходить не менее трех дней.

При ремонте дороги с колейностью снимают верхний слой асфальта. Не проведя укрепления основы, закатывают это новым асфальтом. В Европе ямочный и поверхностный ремонты давно запрещены.

Конечно, существуют технология, позволяющая укладывать асфальт в дождь и даже снегопад. Специально подготовленную смесь из щебня, песка и битума с добавками, нагретую до 200 градусов, не уплотняют катком, а заливают. Технология дорогая, а потому используется редко. И если рядом с местом дорожного ремонта нет машины с цистерной-термосом, а есть дорожники с лопатами и граблями — это к скорому повторному ремонту.

Пост опубликован: 10.10.2020

Ознакомьтесь также

Особенности транспортной логистики

Важно отчетливо понимать, точно зная, как правило, транспортная логистика – представляет собой, тот самый раздел ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *